После принятия Закона Украины о Государственном бюджете на 2010 год и ратификации соглашений о пребывании Черноморского флота в Севастополе в контексте газовых соглашений ход переговоров с МВФ может существенно усложниться.

Мы всегда считали, что сотрудничество с МФВ в рамках программы «Стендбай» является одним из ключевых инструментов преодоления последствий глобального финансового и экономического кризиса. Оппозиция и другие ветви власти по разным причинам, но выступали против такого сотрудничества и делали все возможное, чтобы разрушить программу. Напомню, что именно принятие популистского закона о социальных стандартах, который увеличивал дефицит бюджета дополнительно на 17%, и его подписание бывшим президентом привело к приостановке нашего сотрудничества с МВФ.

Фонд требовал от Украины трех основных вещей: во-первых, неприменения закона о социальных стандартах, во-вторых, постепенное повышение (на 25% ежеквартально) тарифов (цен) на газ для населения и теплокоммунэнерго и доведения их до рыночных и, в-третьих , одобрения парламентом жесткого прагматичного бюджета с дефицитом не более 4% от ВВП. Подходы и требования Фонда всегда базировались на принципах предоставления финансирования только при условии проведения соответствующих реформ, устранения системных диспропорций и прагматичной фискальной позиции.

Изменение позиции действующей власти о необходимости сотрудничества с МВФ нельзя не приветствовать и, по моему убеждению, подтверждает правильность действий предыдущего Правительства в этом направлении.

Между тем, отказ по существу от реформ в газовом секторе, продолжение раздувания бюджетных расходов не может не осложнить позицию Украины в переговорном процессе. Принятие госбюджета произошло вообще без обсуждения и даже без презентации. Позиция МВФ относительно этого документа не известна, что говорит лишь об отсутствии согласования положений госбюджета с Фондом.

При этом, необходимо понимать, что базовые требования по сбалансированности госбюджета, публичных финансов, а также проведение реформы ценообразования на энергоносители остаются не выполненными. Суть газовых соглашений с фискальной точки зрения заключается в переложении части обязательств частного сектора на государственный бюджет. Скидка в 3 млрд. долл. США в этом году за газ как ресурс согласно межгосударственному соглашению по флоту не «дарится» Украине, а оформляется как обязательства Украины перед Россией. Такое увеличение государственного долга на 24 млрд.грн. в законе о госбюджете на 2010 год не учтено.

Продолжение сотрудничества с МВФ и начала новой программы является очень важным. И уже неоднократно подчеркивалось, что размер кредитования по новой программе не является принципиальным, определяющим является сам факт такого сотрудничества. Очень странно, по крайней мере, прозвучали недавние заявления о необходимости увеличения суммы займа до 20 млрд. долл. США. Подобное увеличение «потребностей» госфинансов не может быть воспринято положительно ни инвесторами, ни кредиторами, ни самим МВФ.

Принятие решения МВФ о продолжении сотрудничества с Украиной должен стать переломным моментом в текущей экономической ситуации, возможности Украины выхода на внешние инвестиционные и кредитные рынки. Вопрос лишь в том, будет это решение экономическим или политическим.

Игорь Уманский

Источник: www.utro.ua