С казной дополнительно поделятся нефтяники, ЦБ и резервные фонды

Совет федерации вчера одобрил поправки в Бюджетный кодекс, принятые Госдумой в конце прошлой недели. Поправки предполагают, что доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых ( НДПИ) будут перечисляться в федеральную казну в объеме 100% вместо нынешних 95%. По подсчетам Минфина, мера принесет бюджету в ближайшие три года 152,4 млрд рублей.

Сейчас 5% доходов от уплаты НДПИ получают бюджеты 32 российских регионов. Доля поступлений от НДПИ особенно велика в Тюменской области — 60% общего объема ее доходов.

Выпадающие доходы нефтегазовым регионам компенсируют лишь частично. Государство предоставит им дотации из федерального бюджета: 60% в 2010 году, 40% в 2011-м, 20% в 2012-м. Дотации для особенно пострадавшей Тюменской области составят 100% в 2010 году, 75% в 2011-м, 50% в 2012-м.

Поделится с бюджетом и Банк России. Он будет перечислять государству не 50%, а 75% своих доходов — это еще 20 млрд рублей в год для казны. Также в бюджет пойдет прибыль от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которая сегодня направляется на формирование этих фондов.

Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов поясняет, что прибыль ЦБ в основном шла на финансирование программ развития: «В царское время самыми красивыми зданиями в провинции были церкви, сегодня — территориальные управления Банка России. Но сейчас, насколько мне известно, все задачи по ремонту и техническому переоснащению ЦБ закончены, поэтому никакой проблемы в том, чтобы доходы Банка России отправлялись в федеральный бюджет в большем объеме, я не вижу » . Руководитель некоммерческой организации «Проект национального развития» Андрей Черепа нов считает, что для преодоления последствий кризиса ЦБ мог бы отчислять в бюджет все 100% своих доходов: «Резервов на поддержание курса рубля у ЦБ достаточно, поэтому по большому счету прибыль ему не нужна. А если средства понадобятся, Банк России в состоянии их напечатать».

Наполнение казны средствами от управления фондами Мамонтов также называет резонным: «Во-первых, это бюджетные средства, а во-вторых, возникает вопрос о целесообразности сохранения подобных резервов в кризисное время — зачем их беречь, если можно поддержать бюджет? » «Деньги стабфондов — это средства из-за рубежа, которые принесли Минфину и ЦБ валютный доход. Если они отправятся в государственную казну, это будет правильно», — добавляет Черепанов.

По мнению Алексея Мамонтова, государство ведет себя рационально: понимая, что денежные вливания в финансовый сектор не приносят должного эффекта, оно сворачивает подобные программы и стремится найти эффективные источники поддержки федерального бюджета. В качестве дополнительного источника доходов казны Андрей Черепанов предлагает увеличение экспортной пошлины: по его мнению, это стимулирует спрос внутри страны и позитивно скажется на состоянии экономики.