Финансовое планирование является важнейшим звеном управления финансами. Объект финансового планирования является хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения и сводного баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой системы.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия и организации, занимающиеся
коммерческой деятельности, составляют балансы доходов и расходов;
учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы;
общественные объединения и страховые компании – финансовые планы;
органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

При финансовом планировании учитывается требования финансовой политики проводимой на данном этапе экономического развития; определяется объем денежных средств и их источники; выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. Планирование финансов не охватывает всех сфер экономической и социальной деятельности, поэтому применяют прогнозирование с элементами планирования результатов производства и обмена.

Прогнозирование базируется на использовании различных методов: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на устойчивый темп изменений.

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов.

Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

Рыночная экономика ориентируется на цены, спрос и предложение товаров и услуг, рабочую силу, ссудные капиталы, конкуренцию. Колебание цен, их уровень зависят от спроса и предложения товаров и услуг. В этих условиях важно наличие системы управления рынком, учетом его запросов, что определяет необходимость планирования товарного ассортимента,
предполагающее гибкое его изменение на основе свободы инициативы в предпринимательской деятельности.

Изучение рынка, его организация и управление вместе с элементами планирования составляют содержание маркетинга.
В условиях перехода на рыночные отношения важное значение имеет эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности – финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент должен решать следующие вопросы:
• планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятий: финансовые службы предприятий и организаций разрабатывают планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, внедрения новых разработок в технологический процесс и обеспечение их ресурсами. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.
• принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования. Финансовый менеджер должен определить
структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования;
• координация финансовой деятельности со всеми службами предприятия. Например, решения принимаемые службой маркетинг влияют на объем реализации продукции, что, в свою очередь оказывает влияние на размер прибыли и инвестиций.
• проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.